Помощь в случае отказа в получении высокотехнологичной медицинской помощи

Помощь в случае отказа в получении высокотехнологичной медицинской помощи

     Ряд пациентов, при обращении в медицинское учреждение сталкиваются с отказом направлении  на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, при этом, сотрудники медицинского учреждение пытаются навязать пациенту необходимость получения платной медицинской помощи.

Основные принципы оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) в соответствии с новым порядком следующие:

1. ВМП оказывается бесплатно.

2. Виды ВМП представлены в одном из двух вариантов - входящие в базовую программу ОМС и не входящие. При этом все виды ВМП включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403. Единственным показанием к ВМП является наличие у пациента заболевания (состояния), входящего в Перечень видов ВМП (ст. 34 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. п. 5, 12 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 29.12.2014 N 930н).

3. В зависимости от того, включен ли тот или иной вид ВМП в базовую программу ОМС, алгоритм прохождения пациентом инстанций может состоять из двух либо из трех этапов (ч. 2 - 3 ст. 35, ст. 50.1 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; разд. IV Программы; п. 15 Порядка N 930н):

  • если вид ВМП включен в базовую программу ОМС:
    • этап направляющей медицинской организации;
    • этап принимающей медицинской организации;
  • если вид ВМП не включен в базовую программу ОМС:
    • этап направляющей медицинской организации;
    • этап медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ;
    • этап принимающей организации.

4. Направляющая медицинская организация выдает направление на госпитализацию для оказания ВМП. Направление и необходимые документы передаются в принимающую медицинскую организацию либо орган управления здравоохранением субъекта РФ. Факт выдачи направления означает наличие показаний к оказанию ВМП. В случае отказа в выдаче направления медицинская организация не обязана составлять письменный мотивированный отказ (п. 13 Порядка).

 

В случае отказа в выдаче направления, возможно обратиться с заявлением или жалобой в соответствующий орган, организацию или в суд.

 1. Обращение с заявлением или жалобой к иному уполномоченному лицу направляющей медицинской организации

Такими лицами могут быть, например, руководитель, главный врач или их заместители. В заявлении (жалобе) следует кратко изложить обстоятельства, связанные с не направлением для оказания ВМП, и попросить дать мотивированный ответ, почему допускается бездействие или почему было отказано в выдаче направления. Срок для ответа составляет 30 дней.

 2. Обращение с заявлением или жалобой в Росздравнадзор или орган государственной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения

Эти органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны здоровья и являются лицензирующими органами по отношению к медицинским организациям

 3. Обращение в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС

Вы можете обратиться в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС с требованием провести медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи с целью контроля объемов, сроков, условий и качества оказанной медицинской помощи на этапе направляющей медицинской организации. Этот вариант может быть использован лишь в случае применения видов ВМП, входящих в базовую программу ОМС (ст. 40 Закона N 326-ФЗ). Страховая компания или территориальный фонд ОМС вправе проверить полноту и качество проведенной диагностики и лечения и вынести суждение об обоснованности отказа в направлении на ВМП.

 4. Обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия медицинских работников или отказа в направлении для оказания ВМП

    В суд рекомендуем обращаться после получения ответа на обращение, направленное в соответствии с вариантами действий, изложенными в п. п. 1 - 3.

    Центр защиты прав пациентов оказывает услуги в случае отказа в получении Вами высокотехнологичной медицинской помощи. Мы оценим Ваш случай и расскажем Вам о перспективах оказания Вам бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи. Также, в случае, если Вам сделали то или иное медицинское вмешательство платно, а данный вид предусмотрен программой ВМП, мы в судебном порядке вернем Вам потраченные деньги за платную операцию.

    Если Вы хотите получить полную консультацию и дальнейший прогноз о возможности получения бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи, каждый шаг ваших взаимоотношений с медицинской организацией должен быть зафиксирован документально. Многие медицинские организации злоупотребляют неосведомленностью пациента о проведении той или иной операции за счет ОМС, вынуждая его обратиться в платные дочерние медицинские центры.