Темы обращений

Оказание некачественной медицинской помощи

Одна из проблем, с которой сталкиваются граждане при обращении в медучреждение ,как в рамках ОМС (бесплатное лечение) так и при получении платных услуг является некачественное лечение.

Под качеством медицинской помощи, согласно ст. 2 Закона об охране здоровья граждан понимается совокупность характеристик, отражающих

  • - своевременность оказания медицинской помощи
  • - правильность выборов метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи
  • - степень достижения запланированного результата

Данное законодательное определение качества медицинской помощи является довольно таки расплывчатым. При рассмотрении споров с медицинской организацией, она, ссылаясь на данное определение формально может доказать, что медицинская помощь была оказана качественно, несмотря на ошибки в самом исполнении правильного выбора лечения.

Для установления факта некачественного лечения необходимо провести экспертизу, которая ответит на вопросы о правильности лечения. Это экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП), самостоятельный вид медицинских экспертиз. При проведении ЭКМП экспертом рассматривается конкретный случай медицинской помощи. Целью данного исследования является выявление допущенных ошибок, выяснение причин их возникновения и установление причинно-следственной связи с наступившими последствиями.

Истец вправе провести данный вид экспертизы как до, так и после обращения в суд. Однако, экспертиза, проведенная в до судебном порядке по инициативе истца, не является определяющим доказательством для суда. Поэтому мы рекомендуем проводить ЭКМП уже в рамках гражданского дела.

Пациент, при некачественном оказании медицинской помощи может обратиться за защитой своих прав в до судебном и судебном порядке. При этом, возможно осуществление защиты нарушенного права как самим пациентом, так и его представителем, страховщиком, прокурором, общественной организацией.

Неправильное установление диагноза болезни

В настоящее время, действующее законодательство не дает определения этому понятию. Наибольшее распространение и широкое использование получило следующее определение: «Медицинский диагноз это умозаключение врача о состоянии здоровья обследуемого, об имеющейся болезни, травме или о причине смерти, выраженная в терминах, предусмотренных классификациями и номенклатурой болезней.

Единой классификации видов диагноза до сих пор не установлено. В клиническую практику обычаями делового медицинского оборота включены несколько определений диагноза: дифференциальный диагноз, лабораторный, иммунологический, предварительный окончательный. Дифференциальная диагностика является скорее частью обоснования и метода врачебного мышления.

Наиболее обоснованным следует признать суждение, что вид медицинского диагноза определяется функциями, которые он выполняет. Выделяют следующие виды диагноза: клинический, патолого-анатомический, судебно-медицинский, санитарно эпидемиологический.

На основании п. 9 ч. 5 ст. 19 Федерального закона №323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи. Неправильно поставленный диагноз всегда связан с неправильным неполным, а иногда и просто вредным лечением и может привести к осложнениям, заболеваниям, ухудшению состояния и даже смерти.

Нарушение сроков лечения

При получении медицинской помощи в рамках ОМС, а также платной медицинской помощи, граждане зачастую сталкиваются с проблемой несвоевременного ее оказания. При этом рядовой гражданин не располагает достоверной информацией о сроках получения конкретного вида медпомощи.

В 2017 году программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливает следующиепредельные сроки ожидания оказания медицинской помощи, невыполнение которых является прямым нарушением прав граждан.

Не более 2 часов c момента обращения - срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Не более 30 календарных дней со дня выдачи направления - срок ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи со дня выдачи направления на госпитализацию.

Не более 24 часов с момента обращения - сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми с момента обращения в медицинскую организацию.

Не более 14 календарных дней со дня обращения - срок проведения консультаций врачей-специалистов со дня обращения пациента в медицинскую организацию.

Не более 30 календарных дней со дня назначения - срок проведения КТ, МРТ и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи.

Не более 20 минут с момента вызова - время доезда до пациента бригад скорой помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме (в территориальных программах время доезда может быть скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов).

Возможные претензии пациентов, связанные с нарушением медицинской организацией сроков оказания медицинских услуг

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» пациент, получая медицинские услуги как на платной основе, так и на бесплатной основе, защищен нормами Закона о защите прав потребителя. Закон о защите прав предоставляет пациенту по его выбору предъявитьодно из следующих требований(в частности, ст. 28):

  • обратиться в туже медицинскую организацию с требованием об оказании услуги в новый срок, который должен быть указан в договоре (либо в дополнительном соглашении к имеющемуся договору). Если медицинской организацией нарушен и новый срок оказания услуг, то пациент вправе предъявить медицинской организации требования, указанные ниже;
  • потребовать от медицинской организации возмещения понесенных расходов, если пациент поручил за разумную цену оказание медицинской услуги третьим лицам. Указанное требование должно быть удовлетворено в 10- дневный срок;
  • потребовать уменьшения цены за медицинскую услугу, если она оказывалась на платной основе. Указанное требование должно быть удовлетворено в 10- дневный срок;

Навязывание платных медицинских услуг

Гражданин, застрахованный в рамках ОМС, при наступлении страхового случая имеет право на бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной и базовой программ ОМС (ст. 4 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

Возможны ситуации, когда одна и та же медицинская услуга может оказываться с использованием изделий медицинского назначения как российского, так и зарубежного производства, а бесплатное оказание медицинской помощи в соответствии с программой госгарантий подразумевает использование только изделий российского производства.

В этом случае предложение получить услугу платно само по себе не является нарушением со стороны медицинской организации, но ответ на это предложение требует соответствующего документального оформления, в частности:

  • - добровольного информированного отказа пациента от оказания медицинской услуги с использованием изделия российского производства (ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ);
  • - добровольного информированного согласия пациента на оказание медицинской услуги с использованием изделия медицинского назначения зарубежного производства;
  • - должным образом оформленного и заключенного договора на оказание платных медицинских услуг.

При заключении договора пациенту должна быть в доступной форме предоставлена информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).

Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

Если вы считаете, что бесплатные медицинские услуги вам навязывают на возмездной основе, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к руководству врача, который, по вашему мнению, навязывает платные услуги

Обратитесь к руководству лечащего врача (заведующему отделением, руководителю медицинской организации или соответствующему заместителю руководителя медицинской организации) для получения достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Такое право закреплено за каждым застрахованным в системе ОМС (п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ).

Руководство обязано пояснить, почему предлагаемая медицинская услуга (медицинские услуги) не охватывается базовой или территориальной программой государственных гарантий и, соответственно, не оказывается бесплатно (п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ).

Это обращение может быть как устным, так и письменным в виде обычного заявления или претензии.

Шаг 2. Обратитесь в страховую медицинскую организацию (СМО) за предоставлением устной консультации

Обратитесь в СМО или в территориальный фонд ОМС с той же целью.

Обычно для решения вопроса оказывается достаточно телефонного звонка. Как правило, специалисты СМО и территориального фонда ОМС в короткие сроки могут пояснить, входит ли та или иная медицинская услуга в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (базовую и территориальную).

Шаг 3. Обратитесь с жалобой в СМО

Пациент или его представитель имеет право подать жалобу в СМО относительно доступности медицинской помощи в медицинской организации с требованием провести по этой жалобе целевую медико-экономическую экспертизу (пп. "в" п. 14 Порядка, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230).

Результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим актом, являются основанием для применения мер к медицинской организации. Применяемые к медицинской организации меры могут быть предусмотрены законодательством об обязательном медицинском страховании в РФ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приложение 8 к Порядку N 230). Кроме того, результаты медико-экономической экспертизы могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи (ч. 9 ст. 40, ст. 41 Закона N 326-ФЗ; Приложение 8 к Порядку N 230).

Шаг 4. Обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор

Пациент вправе обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с жалобой на нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг. При этом необходимо учитывать, что начиная с 01.01.2017 проведение Роспотребнадзором по вашему обращению внеплановой проверки медицинской организации, возможно при условии, что вы предварительно обращались с претензией непосредственно в медицинскую организацию и вам не ответили или не удовлетворили ваши требования (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; п. 26 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016).

Еще одним основанием для проведения такой проверки может стать требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Результатом проверки может стать признание медицинской организации или ее должностных лиц виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.8 КоАП РФ.

Шаг 5. Обратитесь в суд с исковым заявлением

Исковое заявление можно подать в суд по месту нахождения ответчика (то есть медицинской организации, чьи действия по принуждению к оказанию медицинской помощи на платной основе оспариваются), по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ч. 7 ст. 29 ГПК РФ). Предметом иска должно стать требование о компенсации уплаченной денежной суммы за оказанные медицинские услуги, оказание которых, по мнению истца, должно было производиться бесплатно в соответствии с программой госгарантий.

Обращение в суд можно рассматривать как самостоятельный способ защиты нарушенного права, но следует помнить, что полученные от СМО, органов прокуратуры, территориального органа Роспотребнадзора заключения по соответствующим досудебным обращениям существенно облегчат процесс доказывания в суде.

Навязывание дополнительных услуг, при осуществлении платного лечения

Несмотря на законодательно закрепленное положение о том, что, Право на бесплатную медицинскую помощь является одним из основных социально-экономических прав человека., ( Статья 41 Конституции РФ) , рядовой обыватель зачастую сталкивается с необходимостью получения платных медицинских услуг.

При этом, обращаясь в медучреждение, за оказанием платных медицинских услуг гражданин в полной мере защищен Законом как потребитель, но не всегда об этом достаточно информирован.

При предоставлении медицинских услуг обязательным условием является соблюдение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации. Данное требование распространяется и на платные медицинские услуги. Кроме этого, оказание медицинских услуг на возмездной основе должно осуществляться с соблюдением Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 (далее – постановление Правительства РФ № 1006).

Пункт 1 ст. 426 ГК РФ относит договоры на медицинское обслуживание к публичным договорам. Это значит, что медицинская организация обязана оказывать медицинские услуги в отношении каждого, кто к ней обратится и не вправе отказать какому-либо лицу при заключении договора. При этом цена услуг, условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех пациентов.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае считается, что договор заключен на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. В настоящее время это правило установлено п. 4 ст. 445 ГК РФ.

Еще один немаловажный момент, это заключение договора на оказание платных медицинских услуг.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, при оказании платных медицинских услуг заключается договор в письменной форме.

Договор должен содержать:

  • сведения об исполнителе, сведения о потребителе, перечень услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимость, порядок оплаты, ответственность сторон.
  • Далее, необходимо отметить, что в соответствии с п. 19 постановления, на предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.
  • Зачастую, при обращении в медучреждение, в договоре на оказание платных медицинских услуг указывается лишь конечная цена за оказанную услугу.
  • В тоже время, ряд «недобросовестных» медицинских организаций «закапывают» в конечную цену ряд позиций, которые вообще не относятся к предоставляемой услуги, не соответствуют порядкам и стандартам медицинской помощи.
  • Таким образом, в случае, если Вы считаете, что объем медицинского вмешательства явно не соответствует затраченным денежным средствам, требуйте смету на лечение.
  • В случае выявления «навязанных» дополнительных платных услуг Вы имеете право на возврат излишне уплаченных денежных средств, возмещение неустойки, морального вреда.

Нарушения прав граждан при бесплатном лекарственном обеспечении

Одной из мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в РФ является бесплатное предоставление им лекарственных препаратов.

Право на получение бесплатных лекарств имеют, в частности, следующие категории лиц:

1. Граждане, при оказании им в рамках программы госгарантий бесплатной медпомощи: первичной медико-санитарной помощи в дневном стационаре и в неотложной форме, специализированной, скорой, паллиативной медпомощи в стационаре - в отношении лекарств, включенных в утвержденный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств (ч. 2 ст. 80 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р).
2. Граждане, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи (ст. ст. 6.1, 6.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
3. Дети в возрасте до шести лет из многодетных семей - в отношении лекарств, приобретаемых по рецептам врачей (пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431).
4. Инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы - в отношении лекарств, выдаваемых по рецептам врачей (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N 1157).
5. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом (п. 4 ст. 14 Закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ).
6. ВИЧ-инфицированные, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции (п. 1 ст. 4 Закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.12.2005 N 757).
7. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы (п. 2 ст. 16 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
8. Сотрудники органов внутренних дел РФ (в том числе полиции) (ч. 1 ст. 11 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ; ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 56 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).
9. Лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
10. Граждане, занятые на работах с химическим оружием, и граждане, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием (ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ).
11. Граждане, страдающие злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также граждане после трансплантации органов (тканей) (пп. 2 п. 34 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утв. Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н; ч. 9.2 ст. 83 Закона N 323-ФЗ).
12. Граждане, имеющие право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с установленными Перечнями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (пп. 3 п. 34 Порядка N 1175н).
13. Граждане, страдающие заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности (ч. 9 ст. 83 Закона N 323-ФЗ).
14. Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы (граждане РФ) (ч. 2 ст. 2 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ).
15. Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы (граждане РФ) (п. 2 ст. 4 Закона от 15.01.1993 N 4301-1).
16. Лица в составе Российской антарктической экспедиции (ч. 13 ст. 5 Закона от 05.06.2012 N 50-ФЗ).

Указанный перечень лиц не является исчерпывающим. Региональное законодательство может определять дополнительный круг лиц, имеющих право на получение бесплатных лекарств.

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой со свободных цен определенным группам населения и при определенных категориях заболеваний (Приложение N 1, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).

Законодательством предусмотрен перечень лекарственных препаратов, в том числе назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р).

Варианты решения проблемы зависят от того, по каким причинам аптека отказывает в выдаче лекарственного препарата по бесплатному рецепту врача. Так, основания для отказа в выдаче лекарства по бесплатному рецепту могут быть следующие.

Запрашиваемое лекарство имеется в аптеке в другой дозировке

Если в аптеке имеется запрашиваемое лекарственное средство в дозировке меньшей, чем указано в рецепте врача, работник аптеки может самостоятельно принять решение об отпуске больному лекарственного препарата с учетом перерасчета на курсовую дозу.

Если же дозировка имеющегося в аптеке лекарственного средства превышает дозировку, указанную в рецепте, врач, выписавший рецепт, должен принять новое решение - либо о назначении больному препарата в большей дозе, либо о замене лекарственного препарата на аналогичный, но с учетом необходимой дозировки (п. 2.7 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785).

Запрашиваемое лекарство отсутствует в аптеке

Если в аптеке нет выписанного врачом (фельдшером) лекарственного средства, которое больной получает в рамках государственной социальной помощи, работник аптеки может выдать аналогичное лекарственное средство без согласия пациента (п. 2.11 Порядка).

Требуется новый рецепт для выдачи запрашиваемого лекарства

Рецепт на не подлежащие предметно-количественному учету транквилизаторы, антидепрессивные или нейролептические средства, спиртосодержащие лекарственные средства промышленного производства должен быть погашен штампом аптеки "Лекарство отпущено" и возвращен больному на руки. Для повторного отпуска такого лекарственного средства больному необходимо обратиться к врачу за новым рецептом. По ранее погашенному аптекой рецепту лекарственное средство не выдается (п. 2.18 Порядка).

Запрашиваемое лекарство относится к перечню наркотических средств или психотропных веществ

Если врач выдал рецепт на наркотическое или психотропное вещество, внесенное в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (Список, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681), то отпуск такого лекарственного препарата возможен только пациенту, прикрепленному к конкретному амбулаторно-поликлиническому учреждению, которое, в свою очередь, должно быть закреплено за аптечным учреждением (организацией). Невыполнение условия о прикреплении даже при формально безупречном заполнении врачом рецептурного бланка делает выдачу препарата по рецепту невозможной. В этом случае пациенту необходимо обратиться в прикрепленную к его поликлинике аптечную организацию.

Кроме того, отпуск указанных лекарств осуществляется при предъявлении больным или лицом, его представляющим, документа, удостоверяющего личность (п. п. 3.4, 3.5, 3.6 Порядка).

Запрашиваемое лекарство подлежит предметно-количественному учету

Если врач выдал рецепт на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, или на другие лекарственные средства, входящие в состав комбинированного лекарственного средства, изготовляемого по индивидуальной прописи, то раздельный отпуск таких лекарственных средств не допускается (п. 3.8 Порядка).

Рецепт выдан на лекарственную пропись индивидуального изготовления

Если врач выдал рецепт на лекарственную пропись индивидуального изготовления и указал дозу, превышающую высший однократный прием, то фармацевтический работник аптеки обязан отпустить лекарственное средство, подлежащее предметно-количественному учету, в половине высшей разовой дозы. Таким образом, отказа в отпуске лекарственного средства в данном случае не происходит, но врач в дальнейшем должен корректно указать дозу препарата в рецепте (п. 3.9 Порядка).

Рецепт выписан с нарушением требований к форме рецептурного бланка

Аптека может отказать в выдаче лекарственного препарата по бесплатному рецепту в случае несоблюдения врачом требований, предъявляемых к форме рецептурного бланка (п. 3.6 Порядка).

Для разрешения проблемы в данном случае можно обратиться к врачу с просьбой о повторной выписке лекарства на бланке требуемой формы.

Истек срок действия рецепта

Аптекам запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании (п. 2.4 Порядка).

Срок действия рецептов в зависимости от групповой принадлежности лекарственного средства установлен п. 2.3 Порядка и может составлять от 5 дней до 1 года (п. 1.17 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110; п. п. 20 - 23 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н).

В случае необоснованного отказа в выдаче лекарства по бесплатному рецепту можно предпринять следующие действия:

  • 1. Обратиться с заявлением к руководителю (заместителю руководителя) аптечного учреждения (организации) или уполномоченному им фармацевтическому работнику аптечного учреждения (организации). Указанные лица осуществляют внутренний контроль за соблюдением работниками аптечного учреждения (организации) порядка отпуска лекарственных средств, в том числе отпускаемых бесплатно или со скидкой (п. 4.1 Порядка).
  • 2. Обратиться в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах их компетенции. На указанные органы возлагается функция внешнего контроля за соблюдением аптечными учреждениями (организациями) порядка отпуска лекарственных средств (п. 4.2 Порядка; ч. 3, п. 1 ч. 4 ст. 9 Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ).
  • 3. Если клиническая ситуация не терпит отлагательств, а лекарственный препарат не может быть выдан несмотря на отсутствие нарушений со стороны пациента или врача, выдавшего рецепт, то имеет смысл приобрести нужный препарат за счет личных средств. В этом случае рекомендуем сохранить чек или иной документ финансовой отчетности, подтверждающий приобретение лекарственного средства за свой счет. В дальнейшем в целях защиты нарушенного права можно обратиться в суд с требованием компенсировать стоимость приобретенного препарата.